Введение
Карта Defense of the Ancients существует с незапамятных времен, почти с того же момента, как появился сам Warcraft III. Хотя многие новички и думают, что доте от силы года два, - это не так. И все это время основной аудиторией доты были варкрафтеры, которые между баталиями в любимую игру были не прочь пофаниться в доту или в фути френзи :). Но в последние годы все сильно поменялось: дота начала из карты для развлечения переходить потихоньку в самостоятельный мод, а после - и в самостоятельную игру. Не знаю уж почему, но рядовые варкрафтеры с тех пор начали сильно доту не любить, мол дота - "no micro no brain", игра для нубов и дураков, которые не смогли добиться в оригинальном Warcraft... Так ли это, и может ли DotA считаться полноценной киберспортивной дисциплиной? Давайте разберемся вместе.
На самом деле нападки варкрафтеров на доту выглядят довольно странно, это все равно, что поклонники Half-Life стали бы обзывать нубами и презирать почитателей Counter-Strike в далеком 1998 году, когда CS только начинал свое триумфальное движение по клубам и чемпионатам всего мира. Глупо звучит, так ведь? Но ситуация с Warcraft и DotA парадоксально похожа, похожа до мелочей. Warcraft и Half-Life являются играми для геймеров-одиночек, DotA и CS - командные, возможно, в этом кроется их успех? Играть в хорошей команде всегда приятно: на подсознательном уровне знаешь, что можешь положиться на тиммейта в случае, если ошибся сам, чувствуешь поддержку команды, командный дух… Многим по душе именно командные виды как в киберспорте, так и в спорте реальном.
Впрочем, мы слегка отошли от темы беседы. Очень часто приходится видеть, как рьяные противники доты заявляют: "Какой же это киберспорт, полный бред, попса, фигня и для нубов". Подобные реплики кажутся, по меньшей мере, необоснованными, и более того, глупыми. И действительно, какие реальные аргументы приводят такие люди? Никаких - только непонятные наезды и вечное сравнение DotA и Warcraft. Зачем сравнивать две кардинально различающиеся игры, которые объединяет только движок? Вопрос открыт.
Для того, чтобы разобраться в том, является ли дота киберспортом, нужно сначала понять, что же есть киберспорт. К сожалению, киберспорт во всем мире пока что то, за что платят деньги издатели ради рекламы собственного продукта, исключение только в Корее, где существует уже какой-то культ киберспорта. Но если капнуть глубже и посмотреть, что нынче является самой популярной киберспортивной дисциплиной, откуда фактически берет свое начало сегодняшнее огромное движение киберспортсменов, какая игра есть на 99% всех турниров в мире, в какой дисциплине самые внушительные призы и большее количество участников? Конечно же, это Counter-Strike. Можно считать, что CS является истинным киберспортом, той игрой, издатель которой не платит никому за ее участие в турнирах, просто миллионы ее фанатов не оставляют никому сомнения, что она нужна людям, поэтому она будет на всех чемпионатах. В чем же сумасшедший успех Counter-Strike?
1) Он прост для понимания на начальном уровне. Любой малец, зашедший в местный компьютерный клуб, поймет CS, ему не нужно разбираться в сложных схемах bo Warcraft или учиться сумасшедшему макро Starcraft, достаточно купить понравившуюся пушку и идти крушить противников.
2) Он динамичен, зрелищен, он интересен и игрокам, и зрителям. Действие происходит сразу в нескольких точках на карте, динамика начинается со старта и заканчивается на последней секунде раунда или на смерти последнего из терроров/контров.
3) Есть здесь командный дух, как я уже говорил выше. И никто не будет спорить, людей предпочитающих командные виды спорта в разы больше одиночек.
Контрстрайк можно сравнить с футболом, чтобы играть в него, тебе не нужна клюшка и лед, как в хоккее или сетка, как в волейболе, тебе нужен мяч и пара друзей, чтобы наслаждаться футболом, также и в CS, также и в DotA. DotA схожа с CS по всем трем пунктам его популярности, возможно, слегка уступает в динамике. DotA проста на для понимания на низких уровнях игры, она не требует контроля армии как Warcraft (элемент, которому нужно учится долго и упорно и без которого даже на самых низких уровнях никуда). Контроль одного героя - это просто и понятно и это ХОРОШО. Кто не согласен, милости прошу, можете поспорить с CS'ерами, что их игра фигня, потому что она нравится любому, и в ней просто разобраться. Также как и в кс, дота проста только в начале, но ведь все те, кто обвиняют доту в ее нубской сущности, сами являются в ней нубами. Так какое, скажите, право нуб имеет на то, чтобы рассуждать об игре? Он не понимает ее механику, не видит фишек, не умеет думать так, как требует от него игра. Такие люди, как правило, играют в открытых играх battle.net, что равноценно левым и мелким сервакам для CS или местному клубу на 10 машин. Игрок, который всю жизнь пуляет в CS на каком-нибудь серваке, где максимум собирается 5 человек, и то из его подъезда и соседнего дворика, может рано или поздно подумать, что CS - бред и игра для нубов, потому что он ставит 9 хедшотов из 10, а, по его мнению, больше в CS и не надо, потому что он больше не видел и представить себе не может, что существует это "больше". Потом этот игрок соберет команду таких же "головорезов", приедет на какой-нибудь чемпионат и продует в ноль, начнет задумываться, а после просмотра репок (если CS действительно его интересовал), окажется, что CS намного глубже, чем он думал... что в CS есть место стратегии, тактике и прочему… Так что не надо обвинять доту за ее излишнюю простоту, в этом и есть секрет популярности любого спорта, будь он киберспорт или спорт реальный. Обманчивая простота затягивает игрока и уже не выпускает из своих лап, открывая попутно все новые ступени мастерства.
Дота только начинает развиваться. Как киберспорту ей не более полутора лет, но по ней уже есть множество лиг и чемпионатов, как онлайн (Esl, Dota-league, Cevo, Cal и др), так и оффлайн. Неплохо для игры, за которую никто оргам "на лапу" не дает, для игры, которая вынуждена прорываться за счет энтузиастов и сильнейшего динамично развивающегося комъюнити, а также через ненависть всех варкрафтеров планеты Земля %). Будем надеяться, что орги по всему миру и в первую очередь в России будут и дальше обращать внимание на DotA и станут чаще включать ее в ряды дисциплин своих чемпионатов, ведь мы, дотеры, знаем, что за ней будущее! ;)
Slushyte dal'she takih 4elov, kotorie sami ni4ego ne dobilis' i ushli v dotu , v dote napriagatsia osobo ne nado , vot i razvlekajutsia noobi i dumajut 4to oni 4ego-to stoiat.
MaD_UndeaD сделай ритуальное самоубийсто, 1 из 2, или ты не читал что написанно в моей статье или ты проигнорил все что там написанно, в первом случае ты просто дурак, который комментит сам незнает что и плюется на всех только от одного слова DotA в тексте. Во втором же случае совет вернуться(или возможно стоит уделять этому больше внимания?) в школу, где тебя научать русскому языку и ты сможешь без проблем понимать подобные тексты
MaD_Undead я согласен с тобой , но вот цена вопроса еще глубже . Большая часть Дотеров ето не просто нообы , их даже нообами назвать сложно. Сейчас большая часть дотеров -это игроки , которые даже не играли на развитие в жизни , они просто зашли в вар и тут же начали рубится в тупую доту.Они не знают даже азов нормального вара. Знаете чем отличается настоящий дотер от настоящего Варера , "настоящий" Варер может сделать дотера в Доту , а "настоящий" дотер ни сделает Варера в вар никогда ... именно поэтому Все дотеры это мелочные ламки , а автор так этого и не понял (тупая игра для тупых ламеров gg)/
а почему дотеры должны проффесионально играть в вар или вообще пробовать это делать?
поверь я не просто так пишу подобные статьи я состою в лучшей русской команде по доте, поэтому знаю что пишу, все гневные комменты про доту которые я пока вижу исходят лишь из того, что вы не читали/не внимательно читали статью и не уловили ее мысли - плохо граждане. Ясно же написанно, что доту и вар давно ничего не связывает, кроме того, что варерам и дотерам приходится ютится в одном и том же battle.net серваке. Сравнивать доту и вар - абсурд, почему дотеры должны уметь играьт в вар? Ксеры должны знать азы вара? нет. Анрилеры? нет. Нфсеры? нет, почему дотеры должны?
NS.ka dotA это не отдельная игра это карта к варику , я уже отписывался на похожем форуме насчет Доты и предлагал фанатам подумать над этим вопросам . Понимаешь , вот заходишь ты в Вар (не в Доту а именно в Вар3 тфт) и находишь мапу ДоТа (всего одну) , а например захочеишь ты сыграть на развитие , перед тобой десяток карт . Ну ловите идею ,,,????это немножко сдвинет дотеров с точки зрения (да они все нубы ).. ну или создать отдельную игру...но это попроблемнее.
"откуда фактически берет свое начало сегодняшнее огромное движение киберспортсменов" - LOL хахахаха. Вообщето киберспорт начался с wc2, а по настоящему стал им когда появился старик. КС тогда и помине небыло! Историк хренов. Я не навижу доту и это мое мнение мне плевать, что и кто там обосновывает. PS NS.ka прав если чел играет в ДОту 4 fun ему плевать, что там кто-то спорит о том является ли дота киберспортом. Saper тоже киберспорт btw
ооооооо да, ты понимаешь различие между терминами "начался" и "берет начало огромное движение"? Да с wc2 и старика, только какие призы были? какая переодиность чемпов? был ли wcg? были ли крупные лиги? ОПАНЬКИ НЕБЫЛО!!11 были местечковые чемпы с копеешными призами даже в Америкии и Кореи не говоря уже о России, с появлениям КС(звезды сошлись мби? о_О) начал развиваться и киберспорт, потому что игра контр-страйк получилась действительно массовой, как я уже говорил ненадо было вникать в тонкости и контролить армии как в wc2 или старке, нужно было опустится в падвальный клуб, запустить кс и получать удовольстие, из этих люедй потом начали появляться госу, которые и начали выигрывать первые чемпы, которые по КС начались очень быстро, ибо игра преобрела сумасшедшую массовость за смешной срок...
"и в ней просто разобраться" - снова лол. Ты занешь все прострелы и подсадки на 4 стандартных 4 (6?)мапах? я дык вообще тока на de_dust2 знаю прострелы и подсадки.
"Будем надеяться, что орги по всему миру и в первую очередь в России будут и дальше обращать внимание на DotA и станут чаще включать ее в ряды дисциплин своих чемпионатов, ведь мы, дотеры, знаем, что за ней будущее!" - хмм давайте еще старик кикнум с WCG в него играют только азиаты и пара русских. . .
Miker - с каких пор ты дотер? или просто добавлял статью ты?
"простите, таких как MaD_UndeaD (замечание за транслит) и SLg.LuckyGnom." - я прощаю дотеров потом они поймут почему Wc3 > Dota, а может не поймут. . .
Btw Warhammer40K:DoW - The best game и даже варику до нее далеко. В нее перестаил играть ибо таким дотерам и ксерам и вакрафтерам лень было разбираться, как же там играть.
.... извините "варкрафтер" вы школу закончили? читать научились? культура речи была? я тебе говорю про то, что в кс легко разобраться на начальном уровне игры, она понятно любому нубу, если варик и старик может когото напугать обилием зданий, юнитов, героев, итемов... то в кс разве что в оружии можно запутаться.
пасадки на картах и прочее это уже удел проффесиональной игры в кс, а я тебе про азы кс, почему он популярен? потому что до ужаса прост, аналогично доте, поначалу просто, чтобы выигрывать нужно думать и много знать, очень много думать и очень много знать...
Ты понимаешь вообще, как определить в доте появление рун? почему випер имба? почему лич сильнее 99% героев 1х1 на линии, зачем лансеру диффузал, почему нельзя делать базилиус на 1 лвл? ой незнаешь, и никто незнает из тех кто орет тут на доту, слишком костнолобые, чтобы понять, что если вы сыграли 2 раза в клубе или в бнет в доту это незначит что дота именно такая... можно и нужно смотреть глубже.
Если дота карта вара это незначит, что дотеры должны играть в вар... это вообще странное заявление.
2 gul - правильно, помни свои корни. Перед тем как играть в старик или в варик я прошел обе игры в сингле вдоль и попрек. Respect blizzam за мега заставки и потрясный сюжет в обоих играх.
Ты не понял , я говорил про то , почену дотеров считают многие нубами и я предложил решение этой проблемы , перечитай еще раз два предпоследних поста , ты хочешь чтобы дотеров уважали , есть желание сделать что-то для доты ну прости тогда ...
".... извините "варкрафтер" вы школу закончили? читать научились? культура речи была? я тебе говорю про то, что в кс легко разобраться на начальном уровне игры, она понятно любому нубу, если варик и старик может когото напугать обилием зданий, юнитов, героев, итемов... то в кс разве что в оружии можно запутаться.
пасадки на картах и прочее это уже удел проффесиональной игры в кс, а я тебе про азы кс, почему он популярен? потому что до ужаса прост, аналогично доте, поначалу просто, чтобы выигрывать нужно думать и много знать, очень много думать и очень много знать...
Ты понимаешь вообще, как определить в доте появление рун? почему випер имба? почему лич сильнее 99% героев 1х1 на линии, зачем лансеру диффузал, почему нельзя делать базилиус на 1 лвл? ой незнаешь, и никто незнает из тех кто орет тут на доту, слишком костнолобые, чтобы понять, что если вы сыграли 2 раза в клубе или в бнет в доту это незначит что дота именно такая... можно и нужно смотреть глубже.
Если дота карта вара это незначит, что дотеры должны играть в вар... это вообще странное заявление." - я не понял что ты вообще пытаешься доказать? ты даже не сказал, что такое киберспорт, а что-то пытаешься доказывать
"К сожалению, киберспорт во всем мире пока что то, за что платят деньги издатели ради рекламы собственного продукта, исключение только в Корее, где существует уже какой-то культ киберспорта" - а за доту ниче не платят xD - сам себе противоречишь.